вторник, 3 сентября 2013 г.

Уголок завтрака бодхисаттвы - Серия о страхе - 1


Серия о страхе - Учение 1 – Введение
Досточтимая Тубтен Чодрон
18 декабря 2008
Аббатство Шравасти
Расшифровка Вероники В., Марселы Л.
Редакция Шерран П. & Тарпы

Итак, вернувшись из Мексики, я хотела со всеми повидаться, поздороваться, и поприветствовать новичков в Аббатстве и на ретрите. Учения в Мексике прошли очень хорошо; люди были действительно полны энтузиазма и очень добры. Погода там совершенно не такая, как здесь – так что везде все меняется, по всей планете.

Зачем продолжать "Уголок завтрака бодхисаттвы" во время ретрита?
 Одна из причин, по которым я решила продолжать "Уголок завтрака бодисаттвы" по ходу ретрита – хотя и не уверена, буду ли я их проводить каждый день - состоит в том, что я получила относительно этой серии много отзывов, пока была в Мексике. Один человек сказал: "Недавно я был очень угнетен; открыл "Уголок завтрака бодхисаттвы", слушал одно учение за другим, и это действительно мне помогло". Далее, поскольку люди говорили о том, насколько сильно им помогают эти краткие зарисовки об учениях, я ощутила определенное вдохновение и почувствовала, что хорошо продолжать эту серию даже по ходу ретрита.

Зачем говорить о страхе? 
У меня была идея; я не буду особо останавливаться на этом сегодня, но когда я была в Мексике, многие люди поднимали вопросы о страхе. Причиной тому то, что они борются с сильным страхом – на фоне похищений детей в таких местах, как Мехико-сити, и войн наркокартелей в некоторых других городах на севере. Они задавали мне вопросы о страхе. Разумеется, вопросы о страхе задавали мне и до того, как я покинула США. Однако здесь мы боимся террористических атак и экономики – особенно экономики. Кажется, что люди борются с разными видами страха на национальных уровнях – и, разумеется, люди всегда задают мне вопросы о страхе на личных уровнях. Некоторые из вас даже могут бояться участия в ретрите. Наш ум, как вы знаете, придумывает всевозможные причины для страха – назовите что угодно и мы заставим свой ум этого бояться. Я подумала, что в последующие несколько дней немного расскажу о разных видах страха и о том, как с ними работать.

Страх как умственный фактор
Интерес представляет само слово "страх" - "джигпа" по-тибетски; также есть слово "джигме", которое означает "бесстрашный/бесстрашная". Интересно, что "джигпа", или страх, при перечислении 51 умственного фактора не упоминается как отдельный фактор. Разумеется, список этот состоит из понятий, которые способствуют обретению освобождения, и понятий, которые противоположны обретению освобождения. Вы, однако, можете заявить: "Что ж, я считаю, что страх – это большое препятствие для достижения освобождения". Не знаю; может быть, в наше время люди больше боятся, чем боялись в прошлом, ходя всем всегда были присущи все омрачения. Дело не в том, что у нас больше или меньше страха, чем у людей прошлого; однако они, возможно, проявляли свой страх иначе. Думаю, страх в очень значительной степени связан с привязанностью, гневом, нехваткой уверенности в себе, всевозможными иными умственными факторами, так что мы можем считать его умственным фактором и соотносить его с другими умственными факторами. Он не входит в список, но это не означает, что нам не следует уделять ему внимания. Да, следует. Я немного расскажу об этом, о преодолении страха и о том, как перестать выдумывать несуществующие страхи Как вам кажется, вы так иногда делаете? "Нет, не думаю!!". Боюсь, вы прячете лицо!

Итак, мы продолжим обсуждать эту тему в последующие дни.
Все права принадлежат Аббатству Шравасти и досточтимой Тубтен Чодрон.