воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Ретрит по практике Белой Тары - "Уголок завтрака бодхисаттвы" - Выпуск 1


 Сегодня мы начнем лекции в рамках очередного «ретрита издалека»; я решила рассказать о Белой Таре, прочесть серию посвященных ей лекций. Затем мы пройдем по садхане и поговорим о разных ее частях – потому что это поможет всем, кто выполняет «ретрит издалека» и всем, кто выполняет этот ретрит здесь.

Кто такая Белая Тара?
Давайте для начала немного поговорим о Белой Таре. У всех будд одни и те же реализации: их невозможно различить. У будд – с их собственной стороны – нет такого же чувства «я», какое присуще нам, омраченным существам. Умы все будд постигают одно и то же; они обладают одинаковыми реализациями и так далее. Поскольку мы неспособны напрямую общаться с умом будды, будды проявляются в различных физических формах, и эти физические формы представляют различные аспекты всеведущего ума будды.

Просветленная активность
Форма Тары представляет несколько вещей. Одна из вещей, которые представляет Тара – это просветленная активность будды, тринле будды. Именно посредством нее будды сообщаются с живыми существами, чтобы помочь тем привести свои умы к созреванию. Тара представляет подобную активность: взаимодействие с живыми существами с целью привести их к зрелости ума. Таков один из способов воспринимать Тару.

Быстрая мудрость
Лама Йеше говорил: «Женщинам присуща быстрая мудрость». Тара также представляет мудрость, но мудрость быструю; это не омраченная мудрость. На самом деле мудрость не может быть омраченной; это оксюморон. Знаете, как бывает: мы иногда думаем, что действуем на основе мудрости, а на самом деле опираемся на невежество; доводилось ли вам так поступать? Например, «Я знаю, что это нечто правильное. Мотивация у меня благая и действую я совершенно правильно» – а затем позже мы выясняем, что наш ум находился под полным воздействием наших смехотворных образов мышления – того, что мы в тот момент считали мудростью. Быстрая мудрость Тары не такая; ее быстрая мудрость – это мудрость подлинная.

Долгая жизнь
Кроме того, она представляет долгую жизнь и способность продлять нашу жизнь – не просто потому, что мы не желаем умирать, ведь в прошлых жизнях мы умирали бесчисленное множество раз; бояться нам этого незачем. Беспокоиться нам нужно о том, что происходит после смерти, о том, где мы переродимся. Смерть? Мы переживали её множество раз. Подумайте об этом: в сансаре мы умирали бесконечное множество раз. Все это мы пережили! Цель этой практики – продлить срок нашей жизни, чтобы у нас было больше времени на практику Дхармы. Если мы не практикуем Дхарму, то на самом деле неважно, долгая жизнь у нас или краткая. Однако если мы практикуем Дхарму, иметь долгую жизнь очень, очень полезно.

Таковы особые качества Тары; так можно к ней относиться.

Очищение и восстановление
Кроме того, белый цвет ее тела обычно представляет очищение. Мы можем думать – особенно применительно к визуализации – что это в очень значительной степени визуализация очистительная. Мы очищаем то, что могло бы сократить срок нашей жизни: такие вещи, как ослабление элементов тела, похищение жизненной силы или нарушение нравственных ограничений, нарушение обетов, нарушение обязательств.

Как вы помните, в ходе посвящения мы призывали благословения Тары в форме ее атрибутов, маленьких божеств, мантры и слогов ОМ А ХУМ. Ринпоче сказал, что это представляет восстановление энергии наших нарушенных обязательств и нравственных ограничений. Эти нарушенные обеты могут сокращать наш жизненный срок, поэтому в нас есть желание их восстановить. Мы призываем всю эту энергию, и эта прекрасная белая энергия нисходит от Тары к нам, очищая все, что нуждается в очищении – в том числе и неблагую карму. Она также восстанавливает наш жизненный срок, осуществляя любые виды уравновешивания элементов в нашем теле или восстанавливая любую утраченную энергию любого из элементов нашего тела. Кроме того, она восстанавливает обеты, наши нравственные ограничения и наши обязательства. Таков лишь один из способов думать о Таре на начальных этапах.

(c) Venerable Thubten Chodron & Sravasti Abbey