воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Ретрит по практике Белой Тары - "Уголок завтрака бодхисаттвы" - Выпуск 2: Прибежище


Зачем мы принимаем прибежище
Мы немного поговорили о Белой Таре, о том, кем она является, и о ее отношениях со всеми буддами. С одной стороны, она может восприниматься как конкретный будда, или как живое существо, которое достигло просветления в этой форме, или же как проявление всеведущего ума всех будд. Есть множество способов воспринимать Белую Тару.
Садхана начинается с принятия прибежища. Все наши практики начинаются с прибежища, потому что принятие прибежища позволяет нашему уму четко понять, каков наш духовный путь. Это очень важно, потому что если мы лишены ясного представления о том, каков наш духовный путь, то не способны как следует практиковать. Мы мечемся туда-сюда и колеблемся. Поэтому здесь мы говорим: «Вплоть до обретения просветления я обращаюсь за прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе». Это утверждение о том, какова духовная традиция, которой мы следуем, и какова наша практика.

Три Драгоценности: Будда, Дхарма и Сангха
Будда, Дхарма и Сангха известны как Три Драгоценности. Будда – это учитель, который посредством собственного опыта открыл путь к просветлению, а затем в силу сострадания преподал его всем остальным в этом мире – для того, чтобы привести нас к освобождению и просветлению.

Дхарма в одном смысле может восприниматься как учения; в другом, более строгом, смысле Дхарма есть подлинный путь и подлинные прекращения – иными словами, реализации в потоков умов тех существ, которые напрямую узрели природу реальности, и прекращения неудовлетворительных состояний и омрачений, которые они также устранили благодаря тому, что постигли природу реальности.

Сангха, в которой мы принимаем прибежище – это все, кто напрямую постиг природу реальности. Иногда люди используют термин «Сангха» применительно к буддийской группе, но, строго говоря, смысл этого понятия не таков. Называя «Сангхой» буддийскую группу, мы формируем очень неверное представление, потому что на самом деле мы не принимаем прибежище в группе людей, которые столь же омрачены, как и мы; мы практикуем с ними вместе, но настоящая Сангха, в которой мы принимаем прибежище – это те, кто ообладают прямым восприятием реальности.

Визуализация прибежища
Когда мы выполняем практику принятия прибежища здесь, в садхане Тары, в пространстве перед собой мы представляем Белую Тару. Все наши визуализации состоят из света; мы представляем их как свет; не как статую или изображение Белой Тары, но как настоящее существо с телом из света. Она окружена всеми остальными буддами и бодхисаттвами. Мы представляем, что окружены всеми живыми существами и возглавляем их в обращении к Таре, буддам и бодхисаттвам за прибежище.

Именно с таким умом и такой визуализацей мы и говорим: «До обретения просветления  я обращаюсь за прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе». Произнося эти слова, мы представляем, что от Тары и остальных будд и бодхисаттв к нам исходит свет, очищающий все неблагое, что мы создали по отношению к Будде, Дхарме и Сангха, и приносящий благословения Будды, Дхармы и Сангхи, их вдохновение, в наш поток ума – чтобы мы смогли обрести их качества.

Именно так мы размышляем, когда принимаем прибежище, и именно поэтому мы его принимаем.

(c) Venerable Thubten Chodron & Sravasti Abbey