понедельник, 16 сентября 2013 г.

Уголок завтрака бодхисаттвы - Серия о страхе - 3


Досточтимая Тубтен Чодрон
21 декабря 2008
Аббатство Шравасти
Расшифровка Вероники В. и Марселы Л., редакция Шерран П.

Принятие сострадания за отчаяние
Некоторые из участников ретрита, возможно, понемногу размышляют над состоянием мира - в том случае, если вы способны на минутку перестать думать о себе. Замечали ли вы когда-либо в ретрите, что главный объект - это "я", мои заботы, мои проблемы, мои неврозы? Все, чего я хочу, все, что у меня было и чем я так наслаждалась/наслаждался - все это я хочу вновь заполучить. 

Мы можем размышлять над состоянием мира, но иногда не знаем, как размышлять о мире искусно. Мы впадаем в отчаяние и наш ум приходит в довольно зажатое и довольно испуганное состояние. В этом страхе прослеживается сильное цепляние за "я", но иногда мы путаем его с состраданием. Мы думаем: "Ох, когда я смотрю на мир - а в нем все наперекосяк - я испытываю к миру сострадание"; однако ощущаем мы горе, чувство отчаяния, страха, депрессию и тому подобное. Затем мы думаем: "Постойте-ка, разве это может быть состраданием?" - или думаем: "Ох, сострадание - это ужасно; я не хочу его развивать". Это очень опасно, потому что в этот момент мы ощущаем не сострадание. Сострадание сосредоточено на страданиях других, а когда мы чувствуем отчаяние и страх, то сосредоточены на собственных страданиях. Иными словами, неспособность увидеть, что другие страдают, вызывает у нас неприятные чувства, а нам не нравится ощущать что-то неприятное. Реагируем мы на неприятные чувства в самих себе, а не те неприятные чувства, которые испытывают другие - так что это не сострадание, это личное расстройство. Очень полезно подмечать в своей медитации, не соскальзываете ли вы в это состояние отчаяния.

Средства массовой информации рисуют искаженную картину мира
Вместе с отчаянием приходит и страх - например, "Все так плохо, что же будет?". Помню, в году, кажется, 1993, Его Святейшество Далай-лама был в Сиэттле; на конференции присутствовало какое-то количество репортеров. Он сказал им: "Знаете, вы делаете много хорошего; иногда у вас появляется огромный длинный нос и вы выискиваете все творимые людьми дурные вещи - и разоблачаете их, и это хорошо". Иными словами, когда пресса разоблачает скандальные случаи и тому подобное, и таким образом препятствует вреду. Он продолжил: "Но иногда вы слишком много сосредотачиваетесь на дурном". Сколько людей в одном городе оказываются убитыми - иногда никого, иногда один? Но что происходит, если в городе убивают человека? История об этом оказывается на первых полосах, полностью их занимает; все на ней зацикливаются. Но ни одна из хороших вещей, которые люди друг для друга совершают, не публикуется на первой странице - или же они оказываются на переодовой очень редко. Например, иногда какой-нибудь филантроп может завещать какие-то деньги благотворительной орагнизации - это попадет на передовую, но обычно средства массовой информации делают упор на вещах, которые вызывают в нас страх. И потому когда мы читаем газету, когда мы смотрим новости, у нас возникает очень искаженное представление о мире, потому что мы видим лишь пагубные вещи, которые люди по отношению друг к другу совершают.

Увидеть доброту других
Мы не видим всех вещей, что полезны. Если мы в какой-нибудь день рассмотрим конкретный город, то скольким людям, как окажется, помогли профессионалы в сфере здравоохранения? Невероятному числу! Скольким людям в этот день помогли учителя? Множеству взрослых и детей! Сколь многие помогают людям, ремонтируя их машины? Или телефоны? Или компьютеры? Есть компьютеры, которые люди могут починить, и добрые люди, которые способны починить компьютеры. Я не отношусь к их числу; однако если мы станем обозревать любой маленький или большой город или сельский район, то найдем людей, которые постоянно друг другу помогают. Мы принимаем это как нечто само собой разумеющееся - а на первых страницах появляются какие-то необычные вещи, вызывающие в нас страх.

Поддерживать сбалансированное представление
Я бы сказала, что если мы страдаем от сильного страха и отчаяния по поводу состояния мира, у нас очень искаженное и несбалансированное представление о том, что происходит. Разумеется, это не означает, что мы утверждаем: "А, все весело и замечательно. Нет никаких проблем". Это не правда, но мы видим, что в мире есть устойчивый базис доброты. Значит, мы можем направить на него внимание и усилить доброту в себе самих; затем вычленить ту доброту, что есть в других, и усилить доброту, которую люди проявляют по отношению друг к другу. 

Тогда возникает настоящая возможность изменить ситуации, вызывающие страх и отчаяние. Когда мы страдаем от страха по поводу состояния мира, зададимся вопросом: "Правильно ли я все воспринимаю?". Постарайтесь добиться большей уравновешенности ума, чтобы увидеть те вещи, что ужасны, и то же время распознавать благое. Итак, мы распознаем благое, и тогда также способны увидеть возможность изменить вещи ужасные. Когда мы сосредотачиваемся лишь на том, что ужасно, то погружаемся в отчаяние. Когда мы охвачены отчаянием, то даже не пытаемся ничего изменить - и потому очень важно видеть благое, и затем отпустить страх.

(c) Venerable Thubten Chodron & Sravasti Abbey