суббота, 3 мая 2014 г.

Завтрак Бодхисаттвы – Серия о страхе – 09

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 09 Здоровье
Бхикшуни Тубтен Чодрон

29 декабря 2008
Аббатство Шравасти




Воспринимать проблемы со здоровьем как следствие кармы
Страх часто возникает, когда мы плохо себя чувствуем или у нас травма. Мы довольно сильно напрягаемся, а ум наш сочиняет невероятные картины наихудших вариантов развития событий: что из-за шмыгания носом мы умрем от пневмонии (так думали наши матери!), и что ушибив мизинчик на ноге, мы навсегда останемся калеками. Затем мы размышляем над этим и всё раздуваем; мы сочиняем истории, впадаем в депрессию, сердимся, бросаемся на других и увязаем в своем страхе. Очень хороший способ справиться с проблемами со здоровьем – осознать, что в этот процесс вовлечена карма – по двум фронтам. Во-первых, у нас есть благая карма для того, чтобы обладать драгоценным человеческим телом, дающим нам возможность практиковать Дхарму. В силу этого мы действительно ценим этот факт и потому как следует заботимся о своем теле, чтобы иметь возможность практиковать. Иными словами, мы не ненавидим свое тело, но воспринимаем его как средство перемещения для практики. Во-вторых, не нужно ужасно расстраиваться, когда нашему телу больно – или пугаться, или сердиться по этому поводу; ведь мы, в конце концов, в сансаре. Мы обрели это тело; чем мы ожидали? Очевидным образом, мы ожидали непрестанного блаженства, но кармы для непрестанного блаженства мы не создали – потому что не освободили себя от сансары.

Два подхода к работе с нашими проблемами со здоровьем
Когда у нас есть физические проблемы, причиной их является карма – и потому это нужно принять. Затем подумайте о тех видах кармы, что мы, возможно, создали в прошлой жизни и что послужили причиной происходящего. Я говорила об этом во время учения по карме в четверг – о том, что мы можем не знать, что совершили конкретно, но это и неважно. Изучая книги по карме, мы можем получить представление о том, какие действия, возможно, совершали; а затем зарождаем мощную решимость – «Что ж, в будущем я не стану этого вновь совершать, потому что мне не нравится плод – то, что я переживаю». Когда мы удерживаем свой ум в сосредоточении на этом, он не испытывает страха по поводу того, что произойдет с нашим здоровьем. Ум, который сосредоточен на принятии ответственности и наличии решимости противодействовать нашему эгоцентризму не может одновременно эгоцентрично вовлекаться в свои мелодрамы относительно пугающего состояния нашего здоровья. Понимаете, к чему я веду?

Еще один способ бороться со страхами, касающимися именно нашего здоровья – использовать любую ситуацию, с которой мы сталкиваемся, для развития сострадания к другим людям – к тем, кто переживает такие же трудности со здоровьем или трудности похуже – и выполнять медитацию принятия и даяния. Опять же, когда мы сосредоточены на этом занятии, ум не может одновременно сосредотачиваться на своих история о худших вариантах развития событий. Таким образом, это способы отвлечь ум от присущей ему склонности пережевывать что-то с ненадлежащим вниманием – порождать всевозможные омраченные состояния ума, и вместо того направлять ум с вниманием надлежащим и воспринимать ситуации в правильном свете. Использовать правильные способы, эмоциональные способы реагировать на эти ситуации – например, испытывать сострадание, зарождать решимость освободиться от сансары, принимать ответственность за неблагие поступки, и так далее. Таковы способы, которые нам нужно практиковать прямо сейчас – прежде, чем мы очень сильно заболеем, – чтобы вещи эти стали для нашего ума привычными.

И они действительно работают! Помню, когда-то в прошлом у меня была инфекция на большом пальце ноги – не на маленьком, а на большом. Вы и представить себе не можете, что большой палец ноги может так болеть, потому что обычно мы по большей части свои пальцы ног игнорируем. Не знаю, как вы, но – если им не холодно – я им обычно особого внимания не уделяю! Мне никогда ранее не было так больно, а жила я в то время в сельской местности во Франции. Некому было отвезти меня в приемный покой больницы, и потому всю ночь я провела в зале для медитации – по сути, размышляя над качествами будд и бодхисаттв, над тем, как они претерпевают боль, дабы приносить благо живым существам, и думая об их сострадании и о том, как они практикуют применительно к подобным вещам. Это было единственное, что на протяжении всей той ночи помогло мне оставаться на плаву – пока не наступило утро, когда кто-то смог отвезти меня к врачу. Той ночью я почти не спала, потому что палец раздулся и пульсировал. Итак, нужно удерживать свой ум; направить его на добродетельную тему и удерживать на ней. Это обеспечивает вас способами для того, чтобы действительно разобраться с этими вещами, и предотвращает не только страх, но и гнев и расстройство, жалость к себе и все остальное, что сопровождает наличие в нашем теле травм или болезней. Итак, попробуйте и сами проверьте. Практикуйте это на протяжении какого-то периода, чтобы действительно возникла привычка. Заботьтесь о больших пальцах своих ног, заботьтесь обо всем остальном в себе, равно как и обо всем остальном в других.