суббота, 3 мая 2014 г.

Завтрак Бодхисаттвы - Серия о страхе - 10

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 10 Страх по поводу экономики
Бхикшуни Тубтен Чодрон

30 декабря 2008

Аббатство Шравасти


Вчера мы кратко обсудили работу со страхом в ситуациях, связанных со здоровьем. Я подумала, что может быть полезно затронуть то, как работать со страхом в ситуациях экономических, потому что люди, судя по всему, довольно сильно напрягаются по поводу состояния экономики. Во-первых – всего одно замечание: думаю, чем больше мы напрягаемся и боимся, тем больше это само по себе ведет к проблемам. Чем больше все – как страна – восклицают: «Ох, экономика!» – тем больше действуют так, чтобы экономика на деле стала хуже. Думаю, это одна из вещей, которые нужно осознавать. Во-первых, нужно себя спросить: «Действительно ли все эти вещи случатся?», потому что мы склонны пугаться. «Ох, в силу того-то, того-то и того-то – и из-за того, что экономика не слишком хороша – я не буду счастлив(ой)». Во-вторых, спросите себя: «Какие ресурсы – внутренние и внешние – у меня есть для того, чтобы справиться с теми, что могло бы произойти?». Обычно они не так плохи, как мы думаем. Даже если и будет немного скудно, всегда есть возможности и способы с этим справиться.

Источник нашего счастья
Вопрос, которым, по большей части, действительно следует задаться, таков: «Зависит ли моё счастье от состояния экономики?». Именно этот вопрос нам нужно себе задать, и если мы отвечаем «Да», то должны спросить: «В чем смысл и цель моей жизни?». Если мы увязываем свое чувство счастья с состоянием экономики, то ввергаем себя в ситуацию, в которой не обладаем никакой властью над своим собственным счастьем, потому что говорим, что всё это зависит от чего-то внешнего. Мне, по-моему личному мнению, кажется, что счастье не должно зависеть – и не зависит – от состояния экономики. На самом деле мы можем быть счастливы с меньшим; когда мы имеем меньше, у нас меньше проблем. Кроме того, если у нас, как страны, будет чуть меньше, мы будем что-то сберегать и избегать избыточного потребления, то на планете будет более равномерное экономическое распределение. Думаю, работа с умом, который, к сожалению, привык к мысли «Хочу – ладно, давайте пойдем и раздобудем!» – это на самом деле очень хорошая тренировка. Этот ум лишь напитывает множество нереалистичных ожиданий, значительную привязанность. На самом деле мы как страна впали в привычку говорить «Хочу – так давайте просто пойдем в магазин и купим!», потому что получать кредиты так просто. Это умственное состояние жадности – и не просто жадности высшего руководства компаний, а жадности потребителей, которые говорят: «Хочу; давайте раздобудем. Хочу сейчас, хотя денег у меня нет». Именно эта жадность в нашем уме и повлекла за собой эту ситуацию.

Нужно осознать, что мы на самом деле может быть счастливее, имея меньше, потому что если бы все те вещи, которые мы приобрели в прошлом, были причиной счастья, то стоило бы нам получить одну нравящуюся вещь, как не было бы нужды приобретать другую. Мы были бы совершенно счастливы, довольны и удовлетворены первой вещью – если бы она действительно была причиной долгосрочного счастья; однако весь наш опыт показывает нам, что эти вещи таковыми не являются. Именно поэтому нам приходится добывать еще одну вещь, и еще одну, и еще одну, и так мы становимся страной тех, кто зависим от потребления. Это не приносит внутреннего счастья и неблаготворно для общества в целом.

Довольствоваться меньшим
Очень хорошо просто взглянуть на наши жизни и затем увидеть, насколько часто мы можем быть гораздо счастливее, имея меньше – особенно если все имеют меньше. Проводились психологические исследования: мы оцениваем свое счастье в сравнении со счастьем всех остальных – или же оцениваем вещи, то, скольким мы владеем: «Достаточно ли этого по сравнению с тем, чем владеют остальные?». Если у всех чуточку меньше, то всем кажется, что они владеют достаточным количеством, потому что оцениваем мы это в сравнении с другими людьми. Если другие не владеют большим, чем мы, мы не завидуем и не ревнуем. Итак, если мы все чуточку себя ограничим, никто не станет завидовать или ревновать. Проводилось множество исследований, показавших, что именно так все на деле и обстоит. Посему, полагаю, нам нужно, чтобы мысль эта пробилась сквозь наши бывающие иногда очень толстыми черепа – мысль о том, что мы можем быть счастливее, имея меньше, что у нас будет меньше проблем, а иногда и гораздо больше удовлетворенности. Кроме того, не потребляя так много, мы можем больше проявлять творческий подход. Мы делаем больше вещей вместе со своей семьей и больше вещей вместе со своими друзьями. Мы помогаем друг другу гораздо больше, так что этот творческий подход, эти совместные труды, совместные занятия выстраивают более мощные взаимоотношения. Думаю, эти более мощные взаимоотношения между живыми существами принесут гораздо больше счастья, чем наши полные кучи ненужного барахла гостиные, – и поднимающийся страх по поводу того, что мы не сможем раздобыть еще одну вещь, которая нам не нужна. Хорошо? Понимаете, о чем я говорю? Итак, вместо того, чтобы испытывать страх по поводу экономики, мы просто довольствуемся тем, что имеем, потому что в любом случае владеем гораздо большим, чем большинство людей на этой планете, и трудимся над развитием этого внутреннего чувства счастья. Таким образом мы делимся, отдаем, выстраиваем взаимоотношения и проявляем творческий подход относительно того, как находить развлечения.

Я подметила, что многие в Аббатстве стали больше делиться своими вещами после моего выступления по поводу освобождения от имущества и того, как оно создает нашу идентичность. Люди стали больше отдавать вещи и больше ими делиться – освобождаться от вещей. Это приносит значительное счастье, правда – когда вы можете отдать что-то кому-то и чем-то поделиться, не будучи наличием столь многого обременены. Посему это очень хорошее противоядие от состояния ума, которое лишь пугается и испытывает страх по поводу экономики, – ведь счастье наше на самом деле от всего этого не зависит.