суббота, 3 мая 2014 г.

Завтрак бодхисаттвы – Серия о страхе – 11

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 11 Страх перед тем, чтобы что-то потерять

Бхикшуни Тубтен Чодрон

31 декабря 2008
Аббатство Шравасти



Вчера мы говорили о преодолении страха, касающегося экономики. Мне доводилось жить в нескольких странах третьего мира; того, что мы боимся потерять, у миллиардов людей никогда и не было. Думаю, когда у людей чего-то нет, они не боятся, потому что у них никогда этого и не было. Иными словами, когда я, например, была в Непале, то занималась определенной работой для одного монаха. Его тетя была довольно сильно больна. Не помню, чем именно, но страховки здоровья у нее было – ни было бесплатного страхования ни для пожилых, ни для неимущих, ничего из этого. Разумеется, здравоохранение не было таким дорогим, как здесь – но у нее никогда его не было. Её не беспокоило его отсутствие, потому что его не было и ни у кого вокруг; все просто разбирались с наличие болезни тогда, когда она возникала. Итак, я отвела её в больницу, и она поправилась. Там, где я проживала, также была одна монахиня с туберкулезом, и её мне тоже пришлось отвозить в больницу.

В больницах в Непале нет –  по крайней мере в то время не было – медсестер и медбратьев, которые о вас бы заботились. Нет кнопки вызова, нет катетеров и тому подобного. Вы находитесь в одной большой длинной комнате – не слишком чистой; больница также не готовит для  вас пищу. Вашей семье приходится готовить пищу и приносить её вам. Семья должна доставлять значительную часть лекарств. Опять же, эти люди беспокоились по поводу болезней, но не боялись потерять свое страхование здоровья или свои льготы. Они, на самом деле, просто радовались тому, чтобы быть у врача и вообще получать хоть какой-то медицинский уход – разумеется, хотя доступное им здравоохранение было совершенно не похоже на то, которое есть у нас здесь.

Я веду к тому, что упоминала вчера. Мы сравниваем себя с людьми вокруг нас или с тем, что нам знакомо; затем на основе этого пугаемся или начинаем завидовать. Если же мы расширим масштаб того, на что смотрим, то увидим, что очень во многих смыслах нам на самом деле больше повезло. Даже если мы чего-то лишаемся или вынуждены от чего-то отказаться, нам все равно повезло больше, чем миллионам, миллионам людей на этой плате. Таким образом ум переходит от страха к благодарности и признательности. Ум меняется, начиная видеть, что нам для работы с этими ситуациями нужно развивать собственную внутреннюю силу. Это приведет к гораздо большему исцелению, чем если бы мы разваливались, жалели себя и винили других в том, какова ситуация.

Значимость проявления щедрости
Еще одна вещь, которая, думаю, может быть очень полезной с точки зрения взаимодействия с экономикой – [к досточтимой на колени запрыгивает кошка] «Меня это не беспокоит! Каждый день я ем одну и ту же кошачью еду, сплю в одной и той же корзине и не меняю простыни каждый день». Тем не менее, страх отсутствия – это страх перед бедностью. Когда мы подносим мандалу, мы подносим её «без чувства утраты»; подразумевается под этим отсутствие страха перед тем, что если мы что-то отдадим, то у нас этого не будет, без страха что-то потерять. Этот страх потери гораздо болезненнее, чем то, чтобы действительно чего-то не иметь – если мы к этому не привязаны. Если мы отказываемся от привязанности к чему-то, не иметь этого – не проблема. Если мы к этому привязаны, то, разумеется, отдавать – проблема; даже иметь – проблема, потому что когда у нас что-то есть, мы боимся это потерять. Итак, подношение мандалы осуществляется, чтобы помочь нам научиться не бояться вещи отдавать, и, напротив, испытывать чувство радости и восторга от даяния. Это связано с тем фактом, что щедрость является причиной богатства.

Опять же, когда экономика на спаде, мы думаем что причиной богатства является скупость: «Все управленцы высшего звена были жадными, алчными и эгоцентричными, так что все деньги у них! Теперь я буду жадной, алчной и эгоцентричной; не буду делиться тем, что имею, с другими, потому что иначе у меня этого не будет!». Видите, к чему мы движемся? Мы подражаем тому же отношению, которое критикуем в людях, проявляющих жадность и эгоцентризм. Именно это и привело систему к состояние бардака; это отношение, в силу которого мы заботимся лишь о себе, и, понимаете ли, думаем: «Если я что-то отдам, у меня этого не будет! Самое важное – это я и то, чтобы у меня было то, чего я хочу». Пока у нас такой настрой, неважно, бедны мы или богаты. На уровне своего ума мы бедны. Присутствует чувство бедности и чувство нехватки. Именно поэтому очень часто бывает, что при посещении стран третьего мира вы видите, что люди проявляют щедрость, хотя у них почти ничего нет. Приезжаете сюда – у людей всего полно, и им очень сложно быть щедрыми. Мы говорим, что щедрость является причиной богатства, но когда до щедрости доходит, мы считаем, что причиной богатства является скупость; держимся за то, что у нас есть, – но хоть мы за это и держимся, ощущаем мы себя всё беднее и беднее.

Когда мы, однако, отдаем, – с настроем, что радуется щедрости – то ум чувствует себя довольно богатым. Ум чувствует радость; ум ощущает счастье, потому что мы счастливы даровать, и сам по себе процесс даяния полон радости. Кроме того, если вы, так уж получается, думаете о карме в более эгоцентричном ключе, то знаете, что даяние есть причина богатства. Если вы думаете о карме в менее эгоцентричном ключе, то даяние может быть для вас причиной просветления. В любом случае, для того, чтобы действительно расширить ум, нужно понять, что ум цепляющийся – это ум, полный страха и испытывающий чувство бедности, в то время как ум дарующий гораздо, гораздо свободнее; он гораздо в большей степени освобожден и ощущает гораздо большее счастье.