суббота, 3 мая 2014 г.

Завтрак бодхисаттвы – Серия о страхе – 12

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 12 Потребность в правильном различении
Бхикшуни Тубтен Чодрон
1 января 2009
Аббатство Шравасти


В паре ситуаций сегодня я снова думала о страхе и о том, насколько важно иметь правильное различение, своего рода ясное понимание ситуации – чтобы мы могли решить, что опасно, а что не опасно, а затем подготовиться и действовать соответствующим образом. Я размышляла над этим, когда шла сюда и увидела индюшек.

Вчера у меня было немного лишнего риса и я хотела отдать этот рис индюшкам. Они испугались меня и убежали в другую сторону, и потому я подумала, что это пример того, как кто-то пытается вам помочь – а вы их пугаетесь. Почему? Потому что неправильно поняли ситуацию и происходящее. Существуют всевозможные виды ненужного страха, и вы в итоге остаетесь без риса! Из-за неправильного понимания ситуации мы можем упустить вещи и гораздо более важные, чем рис.

Я также размышляла над другим видом страха – по поводу того, чтобы подняться на крышу и счищать снег. Я наблюдала за тем, как некоторые из наших дорогих резидентов этим занимались. Думаю, нам всем действительно следует выразить им свою благодарность за то, что они сгребают снег с крыш и взбираются в эти места. Я не вызывалась этим заниматься, потому что испытывала определенный страх! Думаю, в моем случае у страха может быть определенное обоснование; во-первых, потому что у меня слабое чувство равновесия, а во-вторых, потому что я растяпа; в силу этого я не думаю, что мне было бы хорошо лезть на крышу. Думаю, в этом страхе может быть некая мудрость – как и при выезде на шоссе, понимаете? Разумеется, если бы кто-то забросил меня на крышу, где мне – без какого-либо выбора – нужно было счищать лед, то в этом случае, даже если страх и был разумным – страх, перед тем чтобы вообще на крышу подниматься – когда ты уже оказался в ситуации, нужно отбросить страх и стараться, как можешь. Только, пожалуйста, не пытайтесь меня туда поднимать! Если ситуация такова, если вы в пугающей ситуации, выбора у вас нет. Если хотите действовать так, чтобы это принесло вам пользу, отбросьте страх. Держаться за страх в этот момент совершенно бесполезно.