суббота, 3 мая 2014 г.

Завтрак бодхисаттвы – Серия о страхе – 13

Завтра Бодхисаттвы
Страх – 13 Страх перед расставанием
Бхикшуни Тубтен Чодрон

2 января 2009

Аббатство Шравасти


Другая вещь, по поводу которой мы часто испытываем страх – утрата отношений, страх перед расставанием с людьми, которые нам небезразличны. Это мощный страх, наблюдаемый в обществе в целом. Люди и отношения являются значительным объектом привязанности, а поскольку привязанность создает основу для страха, вслед за этим возникает и страх, потому что мы привязаны и цепляемся, а затем и боимся расстаться с тем, что лелеем. Итак, вы видите: даже когда вы с людьми, которых любите, если привязанность сильна, ум не является полностью умиротворенным и счастливым – даже когда вы с ними. Даже когда вы с ними, присутствует страх их потерять, не так ли? Приятен этот страх или неприятен? Приносит ли привязанность счастье или страдание?

Мы на собственном опыте ясно можем увидеть это звено между цепляющейся привязанностью и тем страданием, которое переживаем. Когда человека у нас нет – скажем, мы расстались, небезразличный нам человек уехал на каникулы или где-то вдали – их нам не хватает. Тогда в уме присутствует возбужденность, потому что они не рядом. Возникает беспокойство в духе «Ох, вдруг им что-нибудь навредит или же они не вернутся. Вдруг случится то, вдруг случится это». Мы очень сильно о них беспокоимся, и происходит это когда их нет рядом. Таким образом, все равно присутствует страстное желание и некий вид страха и беспокойства. Когда же вы вместе с ними, ум все равно не пребывает в спокойствии, потому что мы беспокоимся по поводу будущей разлуки. Мы боимся её: «Что я буду делать без этого человека? Как я выживу? Что с ним случится? Будет ли он в порядке?». В силу нашей привязанности и ее связи со страхом, беспокойством и тревогой всплывает очень многое.

Привносит ли страх перед расставанием в отношения что-нибудь хорошее? Нет; он, на самом деле, не позволяет по-настоящему ценить то, что вы с человеком, когда вы с ним рядом. Ум очень занят беспокойством относительного того, как все будет, когда вы с ним разлучитесь – когда вы умрете или он умрет – и вы с ним расстанетесь. Ум глубоко увязает в беспокойстве. Действительно быть с человеком, когда он рядом? Вы на это неспособны, потому что ум сочиняет собственный сценарий последующей истории.

По-настоящему хорошая активная контрмера от этого – для начала проанализировать изъяны и недостатки привязанности, ведь она вызывает страх, – и ослабить нашу привязанность. Полагаю, хороший способ уменьшить привязанность – помнить о том, что люди не являются нашей собственностью или «нашими». Мы говорим «мои друзья, моя семья, мои родственники, мой брат, моя сестра, моя мать, мой отец, мои дети, мои киски, моя собака, моё то, мое это». Присутствует очень мощное чувство «моего». Но являются ли они моим? Что в них моего?

Помню, я читала что-то из поэзии Халиля Джебрана, не знаю уж сколько десятилетий назад. Помните, был такой бум? Мне по-настоящему нравилось одно стихотворение, в котором он, как я помню, говорил о том, что дети не являются собственностью родителей. Аналогичным образом, однако, собственностью детей не являются и родители. Мы не являемся владельцами наших друзей или собственностью наших друзей. Состояние ума, которое делает из вещей наше имущество и затем говорит: коль скоро они мои, им нельзя со мной расставаться – является очень болезненным. Оно основывается на абсолютном заблуждении – ведь что в другом человеке моего?

Вы можете сказать: «Что ж, у них мои гены». Взгляните, однако, на собственное тело; вам присущи эти гены. Что в этих генах вашего? Есть ли в ваших генах что-либо ваше? Нет, они произошли от ваших родителей. Итак, даже когда мои говорим «мое тело», то должны говорить «тело моих родителей», потому что гены пришли от них, или тело наших дедушек и бабушек, или прапрадедушек и прапрабабушек. Вот что это такое. К «моему» и «мне» оно не имеет никакого отношения, потому что полностью произошло от них. Что, на самом деле, вытекает из простого наличия генетических отношений? Ведь если вы говорите «Но это мои гены», являются ли ваши гены, ваши тело вами? Если ваше тело – это вы, то при исчезновении тела вы перестаете существовать. Будущих перерождений нет. Так вы считаете?

Итак, когда мы используем по отношению к другим людям «моё», нам нужно действительно все проверять, потому что «моё» очень легко овеществить. Мы делаем это «мое» довольно прочным, но в другим человеке нет ничего моего. В наших собственных теле и уме нет ничего «моего». Так что же позволяет думать, что тело и ум другого человека – наши и мы можем ими владеть и распоряжаться?

Кроме того, также полезно помнить, что всё собранное обязательно будет разделено. Такова, попросту, природа. Таковы вещи. Когда мы вместе с кем-то – неважно, насколько они нам небезразличны – в тот или иной момент нам приходится с ними расстаться. Мы расстанемся с этим телом, не говоря уже у ком-то ином. Поэтому думать, что в других есть некая реальная личность, которой можно владеть, нечто реально «моё» внутри, что делало бы других моей собственностью, или некое реальное «я», которое можно контролировать – всё это лишь невежественное омрачение; виддно, как подобные воозрения вызывают множество страданий и много страха.

Поработайте с этим в своей сидячей медитации. Вспомните кого-то, к кому вы очень привязаны, кого боитесь потерять, и задайтесь вопрос: «Что в этом человеке моего? Что в этом человеке моего?»