суббота, 3 мая 2014 г.

Завтрак бодхисаттвы – Серия о страхе – 14

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 14 Противоядия от страха перед расставанием
Бхикшуни Тубтен Чодрон

3 января 2009

Аббатство Шравасти





Вчера мы говорили о страхе перед тем, чтобы потерять людей, которые нам небезразличны. Еще одно противоядие для того, чтобы преодолеть этот страх, а затем и привязанность к людям (тогда, когда относительно нашей разлуки выбора нет) – отпустить их с любовью. Думаю, при наличии страха перед тем, чтобы кого-то потерять, часто получается так, что мы проецируем что-то в будущее, которое, разумеется, еще не наступило. Мы сочиняем историю о том, насколько ужасным будущее будет без этого человека, – человека, которого мы в будущем хотели бы видеть. Возможно, он все еще жив; он может присутствовать в будущем, но мы боимся, что их там не будет. Возможно, человек уж умер; возможно, мы уже расстались, или произошло что угодно иное, и потому в будущем его не будет. Мы проецируем на будущее картину без того человека, которого в будущем видеть хотели бы, – а затем расстраиваемся, потому что будущее не будет таким, как нам хочется.

Расставшись с кем-то, мы не горюем о прошлом, правда же? Поскольку прошлое окончено и прошло, вы о прошлом не горюете. Настоящее – здесь и сейчас, и протекает быстро, так что вы на самом деле не горюете и о настоящем. Когда мы горюем, то горюем о будущем, которое не будет таким, как нам хочется Эта проекция в будущее создает – сейчас – страх утраты, того, что этого человека там не будет. Затем, когда наступает расставание, мы все равно забегаем в будущее, и человека в нем не будет – но будущее еще не случилось. Понимаете, о чем я говорю? Поразмыслите над этим. Мы горюем о чем-то, что в настоящий момент не существует, что является будущим, правда? Эти размышления гораздо эффективнее, потому что – как все знаем – все собранное обязательно будет разделено. Об этом говорил Будда, но ему не было нужды это и говорить: мы постоянно это видим. Такова реальность, но нам нравится притворяться, что этого всё равно нет.
Что если бы мы отпускали людей с любовью, а не страхом, не сожалением, не раскаянием, не горем, не чувством утраты относительно будущего, которого не будет? Ведь всё это вращается вокруг нас, правда? «В моем будущем у меня этого человека не будет». Мы на самом деле не думаем о другом человеке; если же мы отпускаем другого человека с любовью, то посылаем ему или ей некую благотворную энергию, которая принесет им пользу. Мы не просто увязаем в «Я не получаю того, чего хочу. Это не случится так, как я ожидал(а), таким, каким мне это видеть хотелось, так, как это должно происходить». Ведь все эти вещи – такие, как «как это должно происходить по моему желанию», «что должно происходить», «что обязано случится», «чему следует произойти» – для реальности совершенно неактуальны. Они совершенно неактуальны, потому что на самом деле мы создаем причины, а эти причины проявляются как следствие, и поэтому в том, чтобы создать один комплекс причин и ожидать иного следствия нет никакого смысла; или смотреть на законы природы и говорить: «Их быть не должно». Это как «гравитация не должна существовать» – и, аналогичным образом, «вещи собранные не должны разлучаться». За вычетом случая, когда я хочу, чтобы они были разделены – в этом случае им нужно разлучиться как можно скорее. Если же я не хочу, чтобы они разлучались, они должны оставаться вместе, как если бы мы могли изменить подобные законы, просто испытывая к ним приязнь или неприязнь.

Понимаете ли вы, что всё это попросту вращается вокруг этого понятия «меня», что находится в центре? Всё полностью вращается вокруг этого конкретного «я», которое определенно важнее, чем кто-либо еще. Однако если мы приглядимся и сможем отпустить людей с любовью, в нашем уме возникнет мощное приятное чувство. Мы сможем посмотреть в прошлое и сказать: «Как мне повезло, что в моей жизни был этот человек. Вечно это продлиться не могло, но мне очень повезло в том, что оно продлилось столько, сколько продлилось. Я получил(а) от этого пользу, и теперь отпускаю его/её с сильной любовью». Затем вы возносите о человеке молитвы – независимо от того, расстаетесь ли вы из-за разъезда в разные места или потому, что кто-то умирает, или по какой угодно причине. Просто пошлите человеку добрые чувства и выполните посвящения для его или её благополучия. Это полностью изменяет то, что ощущает наш ум, и устраняет всю эту присутствующую в уме мешанину из страха и тревоги. Нам удается посорадоваться тому, что у нас было, увидеть ситуацию реалистично и отпустить человека с любовью.

Однажды меня попросили провести поминальную службу, которая была очень трогательной, потому что текст службы мы написали, когда человек был всё еще жив. По ходу службы его жена поднялась и просто сказала: «Вся та любовь, которую ты мне подарил, просто переполняет мое сердце, и теперь я попросту стану отдавать её всему миру». Говоря это, она просто светилась. Было совершенно изумительно видеть кого-то, кто так сиял благодаря настоящему сорадованию от того, что в её жизни был этот человек; признавая, что его не будет в будущем, признавая то, что она получила, и затем говоря: «Теперь я стану отдавать это другим людям». Вместо того, чтобы ощущать утрату, она ощущала, что сердце ее полно любви. Для меня это было совершенно изумительным зрелищем, и это действительно показало мне, что именно таков способ работать с подобными ситуациями.