суббота, 3 мая 2014 г.

Завтрак бодхисаттвы – Серия о страхе – 15

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 15 Страх перед тем, что мы не понравимся людям
Бхикшуни Тубтен Чодрон
5 января 2009
Аббатство Шравасти



Еще один вид страха, который мы часто испытываем – это страх перед тем, что мы не понравимся людям. Перед прошлым курсом «Изучение монашеской жизни» мы на самом деле устроили опрос, где спросили людей, чего они боятся; их главным страхом был страх не вписаться в группу, или страх перед тем, что они не будут нравиться другим людям, или их попросят уехать, – что-то в таком духе. Итак, нам всем присущ этот невероятный страх перед тем, что мы каким-то образом окажемся недостаточно хороши. Нас отвергнут, или оставят, или что-то подобное – по сути, пострадает наша репутация. Итак, мы, опять же, можем накрутить себя по поводу этого страха, представляя всеовозможные наихудшие варианты развития событий. Затем мы убеждаем себя в том, что они случатся, и вызываем у себя чувство очень сильной неуверенности, беспокойства, тревоги и так далее.

Когда мой ум привязывается к репутации в таком ключе, мне кажется полезным сказать: «Что ж, если я не нравлюсь людям, это для меня полезно». Вау! "Чем это вдруг для вас полезно?" Что ж, это делает нас чуть более смиренными, правда же? Видите ли, если люди подмечают наши недостатки и указывают на них – как-то так – это делает нас более смиренными. Некоторые из нас – те, кто начинают чуточку слишком раздуваться по поводу всех своих благих качеств – вместо того, чтобы беспокоиться, что кто-то увидит наши недостатки, просто признают их наличие. Разумеется, люди их увидят; и если они их увидят, это, на самом деле, нормально. Это сделает нас смиреннее, что принесет нам определенную пользу. Такова одна из вещей, которые я считаю полезными; вместо того, чтобы бояться, я просто говорю: «Если это и случится, то окажется для меня полезным».

Вторая вещь, о которой нужно себя спросить: «К чему ведет хорошая репутация?» –  ведь здесь страх перед дурной репутацией связан с наличием хорошей. Хорошая репутация не создает никакой благой кармы. Она не приносит мне драгоценную человеческую жизнь. Она не уберегает меня от старости, болезни и смерти. Она не приближает меня к просветлению. Она не помогает мне встречаться с учителями. Какой толк приносит наличие хорошей репутации – понимаете? Когда я действительно себя об этом спрашиваю, – в соответствии с тем, каковы мои ценности, с тем, что я в своей жизни считаю важным – как наличие хорошей репутации поможет мне осуществить то, что я считаю ценным? Обычно хорошая репутация совсем не помогает. Она ни в чем не способствует достижению того, что является подлинно ценным; ведь то, что для меня подлинно ценно, я должна осуществить внутри самой себя. Итак, это также помогает отпустить страх перед утратой своей репутации.

Вместо того, чтобы испытывать столь сильный страх перед тем, что люди увидят наши дурные качества, а затем чувствовать сильную обиду, когда они их видят (ведь им их видеть не положено!) – и это, думаю, всё своего рода хорошая практика – нам, полагаю, нужно быть способными оглашать свои недостатки. Не в том смысле, что мы бегаем по всем вокруг и, принижая себя, постоянно рассказываем людям о своих ошибках, своих недостатках, намекая им на то, чтобы они нам сказали: «Нет, это неправда!», и сказали, что мы на самом деле хорошие. Я не об этом.

Я говорю о том, что когда нам присущ этот страх потерять свою репутацию, нужно действительно начать оглашать наши собственные ошибки, наши недостатки – в качестве способа рассеять всю ситуацию. Если мы способны говорить об этих вещах, они будут гораздо менее страшными, чем если мы пытаемся их сокрыть. Иногда сокрытие чего-то делает ситуацию гораздо хуже; Билл Клинтон может вам об этом поведать в деталях! Иногда гораздо проще быть откровенными и забыть о репутации. На самом деле, если мы способны говорить о собственных ошибках или недостатках, люди иногда уважают нас еще больше. Всё это помогает нам ослабить страх перед критикой, страх перед тем, что у нас будет плохая репутация.