Завтрак Бодхисаттвы - Совет Серконга Ринпоче по практике Калачакры - Часть 1
Досточтимая Тубтен Чодрон
Аббатство Шравасти
3 июля 2011
Я читала кое-какие материалы по Калачакре
из комментария, который я в 1980 году получила от Ценшаба Серконга
Ринпоче – комментария по путям и этапам тантры. В конце всего
комментария он дал кое-какие общие советы; я их редактирую и решила на
протяжении нескольких последующих дней их вам зачитывать, потому что
советы это очень ценные.
Итак, он говорил: «Вам следует
продолжать практиковать Дхарму с огромной верой и уверенностью в этих
практиках. Вам следует поддерживать огромное, исполненное энтузиазма
упорство. Во «Вступлении на путь бодхисаттвы» Шантидева говорит: «Нет
ничего, что не становилось бы проще в силу ознакомления».
Итак, думаю, нам здесь говорят о чем-то
очень важном; наш нужно практиковать с радостными усилиями, и если мы
будем это делать, практика станет проще. Также нет ничего, что не
становилось бы проще в силу ознакомления. Ведь мы иногда практикуем, а
затем говорим: «Я совсем не продвигаюсь» — хотя и знаем, в акой степени
мы себя ознакомили с новым образом мышления или с практикой. Итак, нам
действительно нужно довольно много тренировать ум, приучать ум.
Итак, Ринпоче говорил: «Вам следует
упорствовать в своей практике Дхармы; не думайте, что если по итогам
месяца — или около того — практики вы не обрели никаких достижений, вы
просто хотите бросить практику и забыть о ней». Таких людей
множество! Они практикуют, выполняют ретрит и затем говорят: «Ну,
знаете, я все еще не достиг просветления, все еще не постиг пустотность,
не пережил внетелесный опыт, Будда все еще не явился и не поговорил со
мной, так что ну его, пойдем в паб, пойдем в кино».
Этот присущий нам настрой, желающий
немедленного удовлетворения, не желающий прилагать силы, является для
нас большим препятствием, и потому Ринпоче нам и говорит: «Не нужно так
думать». Он утверждает: «Вместо этого вам следует практиковать
непрерывно, со значительной долей радостных усилий, и так вы сможете
достичь пробуждения. Так что просто осуществляйте все устойчиво,
постепенно, с радостными усилиями». Он не говорит: «Вам следует
практиковать непрерывно, заставляя себя, потому что это такой тяжелый
труд и вам на самом деле не хочется этим заниматься, но кто-то вас
заставляет практиковать Дхарму и вы чувствуете, что обязаны, а если не
практикуете, то ощущаете чувство вины». Здесь не это написано, хорошо?
Нам следует помнить об этом в нашей повседневной мотивации — помнить о том, что мы практикуем с радостными усилиями. «Посредством
подобной практики в вещах дхармических можно достичь конца, однако у
мирской деятельности конца нет; она подобна блужданию по кругу. Вы
непрерывно кружитесь и кружитесь, и конец никогда не наступает. Это все
равно что снова и снова ходить по дому, из которого нет выхода; у дел
этой жизни нет конца, и они лишь приносят все больше и больше страдания».
Это правда, не так ли? У нас всегда будет
список дел – тех вещей, которые нам нужно осуществить. Когда нам
доводилось утром проснуться, не имея при этом списка дел, которые нужно
выполнить? Списки дел в сансаре никогда не исчерпываются; всегда
возникает что-то новое, что-то новое всплывает, так что если мы думаем
«Ох, мне сперва нужно вычеркнуть все из своего списка дел и переделать
все свои мирские дела, а затем уж я буду практиковать Дхарму», то
никогда не доберемся до практики Дхармы, потому что мирским делам нет
конца. Ведь мы думаем: «Я же не могу практиковать Дхарму, пока не
заработаю определенное количество денег» — однако затем вы зарабатываете
это количество денег, но все равно не можете практиковать, потому что
вам нужно эти деньги вложить; затем вы их вкладываете, а потом они
прогорают и у вас их больше нет, и всему этому несть конца.
Поэтому нам нужно включать практику
Дхармы в свою жизнь прямо сейчас и не думать, что «сперва я закончу все
мирские дела, полностью отложив Дхарму, а затем откажусь от мирских
вещей и буду заниматься только Дхармой». Нам следует заботиться о наших
мирских обязательствах, но при этом нужно и практиковать Дхарму, и
осуществлять ровно столько мирских обязательств, сколько соответствует
необходимому минимуму, вместо того чтобы создавать для себя в сансаре
роскошную обстановку.
«Единственное, когда мирским деяниям действительно приходит конец — это время величайшего страдания, время в конце этой жизни».
И даже тогда, когда мы умираем, наш список дел не исчерпан; мы всегда
умираем, что-то из списка не доделав – однако возможности это «что-то»
сделать у нас больше нет, так что это единственный случай, когда мирским
вещам приходит конец. Однако затем мы перерождаемся и получаем новый
список дел, так что бесполезно погружаться умом в объекты сансары.
«В отличие от мирских видов
деятельности, дхармическая деятельность очень тяжела поначалу, однако
если вы будете продолжать ее, прилагая все больше и больше сил, то
вместо того, чтобы увеличивать ваши страдания, она взрастит ваши
блаженство и счастье. Чтобы достичь состояния полного блаженства, вам
нужно достичь завершения дхармических активностей; в этот момент вы
доведете свою практику до должного завершения».
Итак, у дхармической деятельности есть
завершение — достижение нами полного пробуждения. У дхармических
действий есть предел, а у того, что относится к сансаре, предела нет.
Практика Дхармы, однако, по началу более затруднительна, ведь когда мы
новички, наши омрачения гораздо крепче, и потому нам сложнее прозреть
сквозь омрачения, разрушить омрачения и увидеть, что они опираются на
совершенно смехотворный образ мышления. Поначалу это довольно сложно,
однако по мере того, как мы практикуем и привыкаем к практике,
приучаемся к практике, она становится проще, и тогда, поскольку мы также
ощущаем определенную пользу от практики, в нас естественным образом
пробуждается больший энтузиазм. И это иная ситуация — выполнение
практики Дхармы — и нам нужно это знать; в противном случае мы с самого
начала будем ожидать всевозможные фантастические переживания.
«Дхармическая деятельность – то, у
чего есть конец. Когда ее осуществишь, ей придет конец, однако она вовсе
не обязательно проста; сам Будда накапливал заслугу на протяжении более
чем трех неисчислимых эонов и трудился таким образом для обретения
полного пробуждения. Хотя нашу дхармическую активность и можно довести
до конца, достигнув позитивного результата, это вовсе не обязательно
простая работа. Все мы желаем испытывать счастье, и желаем
испытывать счастье огромное, долгосрочное и устойчивое; для этого нам
нужно очень долго трудиться».
Это мы слышим ото всех своих учителей.
Никто из наших учителей не говорит : «Это быстро, дешево, просто»; они
всегда говорят: «Вам нужен сильный ум, который готов долго трудиться».
Если вы таковы, то сможете довести свою практику до завершения и
положить конец сансаре, завершить или исчерпать ее; ваш список
дхармических дел исчерпывается и больше не пополняется, потому что когда
вы обладаете просветлением, все приносит совершенную радость; вы
спонтанно испускаете всевозможные тела, отправляя их вовне, чтобы
помогать живым существам, и ни капли не заботитесь о том, что существа о
вас думают. Тогда помощь другим – дело очень веселое, потому что ум ваш
действительно в нужном состоянии и вы обладаете всеми необходимыми для
этой помощи способностями.
Я замечаю, что мои учителя дают учения по
текстам, а затем, в конце текста, всегда дают какие-нибудь чрезвычайно
практичные советы. Если вы не примените эти практические советы на
практике, то, хоть бы и изучали множество текстов, практика ваша
совершенно не продвинется.
Подписаться на информационную рассылку "Аббатства Шравасти по-русски".