четверг, 26 июня 2014 г.

Совет Серконга Ринпоче по практике Калачакры - Часть 1

Завтрак Бодхисаттвы - Совет Серконга Ринпоче по практике Калачакры - Часть 1
Досточтимая Тубтен Чодрон
Аббатство Шравасти
3 июля 2011


Я читала кое-какие материалы по Калачакре из комментария, который я в 1980 году получила от Ценшаба Серконга Ринпоче – комментария по путям и этапам тантры. В конце всего комментария он дал кое-какие общие советы; я их редактирую и решила на протяжении нескольких последующих дней их вам зачитывать, потому что советы это очень ценные.

Итак, он говорил: «Вам следует продолжать практиковать Дхарму с огромной верой и уверенностью в этих практиках. Вам следует поддерживать огромное, исполненное энтузиазма упорство. Во «Вступлении на путь бодхисаттвы» Шантидева говорит: «Нет ничего, что не становилось бы проще в силу ознакомления».

Итак, думаю, нам здесь говорят о чем-то очень важном; наш нужно практиковать с радостными усилиями, и если мы будем это делать, практика станет проще. Также нет ничего, что не становилось бы проще в силу ознакомления. Ведь мы иногда практикуем, а затем говорим: «Я совсем не продвигаюсь» — хотя и знаем, в акой степени мы себя ознакомили с новым образом мышления или с практикой. Итак, нам действительно нужно довольно много тренировать ум, приучать ум.

Итак, Ринпоче говорил: «Вам следует упорствовать в своей практике Дхармы; не думайте, что если по итогам месяца — или около того — практики вы не обрели никаких достижений, вы просто хотите бросить практику и забыть о ней». Таких людей множество! Они практикуют, выполняют ретрит и затем говорят: «Ну, знаете, я все еще не достиг просветления, все еще не постиг пустотность, не пережил внетелесный опыт, Будда все еще не явился и не поговорил со мной, так что ну его, пойдем в паб, пойдем в кино».

Этот присущий нам настрой, желающий немедленного удовлетворения, не желающий прилагать силы, является для нас  большим препятствием, и потому Ринпоче нам и говорит: «Не нужно так думать». Он утверждает: «Вместо этого вам следует практиковать непрерывно, со значительной долей радостных усилий, и так вы сможете достичь пробуждения. Так что просто осуществляйте все устойчиво, постепенно, с радостными усилиями». Он не говорит: «Вам следует практиковать непрерывно, заставляя себя, потому что это такой тяжелый труд и вам на самом деле не хочется этим заниматься, но кто-то вас заставляет практиковать Дхарму и вы чувствуете, что обязаны, а если не практикуете, то ощущаете чувство вины». Здесь не это написано, хорошо?

Нам следует помнить об этом в нашей повседневной мотивации — помнить о том, что мы практикуем с радостными усилиями. «Посредством подобной практики в вещах дхармических можно достичь конца, однако у мирской деятельности конца нет; она подобна блужданию по кругу. Вы непрерывно кружитесь и кружитесь, и конец никогда не наступает. Это все равно что снова и снова ходить по дому, из которого нет выхода; у дел этой жизни нет конца, и они лишь приносят все больше и больше страдания».

Это правда, не так ли? У нас всегда будет список дел – тех вещей, которые нам нужно осуществить. Когда нам доводилось утром проснуться, не имея при этом списка дел, которые нужно выполнить? Списки дел в сансаре никогда не исчерпываются; всегда возникает что-то новое, что-то новое всплывает, так что если мы думаем «Ох, мне сперва нужно вычеркнуть все из своего списка дел и переделать все свои мирские дела, а затем уж я буду практиковать Дхарму», то никогда не доберемся до практики Дхармы, потому что мирским делам нет конца. Ведь мы думаем: «Я же не могу практиковать Дхарму, пока не заработаю определенное количество денег» — однако затем вы зарабатываете это количество денег, но все равно не можете практиковать, потому что вам нужно эти деньги вложить; затем вы их вкладываете, а потом они прогорают и у вас их больше нет, и всему этому несть конца.

Поэтому нам нужно включать практику Дхармы в свою жизнь прямо сейчас и не думать, что «сперва я закончу все мирские дела, полностью отложив Дхарму, а затем откажусь от мирских вещей и буду заниматься только Дхармой». Нам следует заботиться о наших мирских обязательствах, но при этом нужно и практиковать Дхарму, и осуществлять ровно столько мирских обязательств, сколько соответствует необходимому минимуму, вместо того чтобы создавать для себя в сансаре роскошную обстановку.

«Единственное, когда мирским деяниям действительно приходит конец — это время величайшего страдания, время в конце этой жизни». И даже тогда, когда мы умираем, наш список дел не исчерпан; мы всегда умираем, что-то из списка не доделав – однако возможности это «что-то» сделать у нас больше нет, так что это единственный случай, когда мирским вещам приходит конец. Однако затем мы перерождаемся и получаем новый список дел, так что бесполезно погружаться умом в объекты сансары.

«В отличие от мирских видов деятельности, дхармическая деятельность очень тяжела поначалу, однако если вы будете продолжать ее, прилагая все больше и больше сил, то вместо того, чтобы увеличивать ваши страдания, она взрастит ваши блаженство и счастье. Чтобы достичь состояния полного блаженства, вам нужно достичь завершения дхармических активностей; в этот момент вы доведете свою практику до должного завершения».

Итак, у дхармической деятельности есть завершение — достижение нами полного пробуждения. У дхармических действий есть предел, а у того, что относится к сансаре, предела нет. Практика Дхармы, однако, по началу более затруднительна, ведь когда мы новички, наши омрачения гораздо крепче, и потому нам сложнее прозреть сквозь омрачения, разрушить омрачения и увидеть, что они опираются на совершенно смехотворный образ мышления. Поначалу это довольно сложно, однако по мере того, как мы практикуем и привыкаем к практике, приучаемся к практике, она становится проще, и тогда, поскольку мы также ощущаем определенную пользу от практики, в нас естественным образом пробуждается больший энтузиазм. И это иная ситуация — выполнение практики Дхармы — и нам нужно это знать; в противном случае мы с самого начала будем ожидать всевозможные фантастические переживания.

«Дхармическая деятельность – то, у чего есть конец. Когда ее осуществишь, ей придет конец, однако она вовсе не обязательно проста; сам Будда накапливал заслугу на протяжении более чем трех неисчислимых эонов и трудился таким образом для обретения полного пробуждения. Хотя нашу дхармическую активность и можно довести до конца, достигнув позитивного результата, это вовсе не обязательно простая работа. Все мы желаем испытывать счастье, и желаем испытывать счастье огромное, долгосрочное и устойчивое; для этого нам нужно очень долго трудиться».

Это мы слышим ото всех своих учителей. Никто из наших учителей не говорит : «Это быстро, дешево, просто»; они всегда говорят: «Вам нужен сильный ум, который готов долго трудиться». Если вы таковы, то сможете довести свою практику до завершения и положить конец сансаре, завершить или исчерпать ее; ваш список дхармических дел исчерпывается и больше не пополняется, потому что когда вы обладаете просветлением, все приносит совершенную радость; вы спонтанно испускаете всевозможные тела, отправляя их вовне, чтобы помогать живым существам, и ни капли не заботитесь о том, что существа о вас думают. Тогда помощь другим – дело очень веселое, потому что ум ваш действительно в нужном состоянии и вы обладаете всеми необходимыми для этой помощи способностями.

Я замечаю, что мои учителя дают учения по текстам, а затем, в конце текста, всегда дают какие-нибудь чрезвычайно практичные советы. Если вы не примените эти практические советы на практике, то, хоть бы и изучали множество текстов, практика ваша совершенно не продвинется.