понедельник, 30 июня 2014 г.

Самое счастливое существо во вселенной

Доктор Гай Ньюланд
Аббатство Шравасти
 24 июня 2014


Я – Гай Ньюланд, я здесь в гостях, и я очень рад здесь сегодня сидеть и выступать с этим сообщением. Причина, по которой я рад (как это часто бывает) - в том, что меня по большей части мотивируют попытки помочь другим людям; неясно даже, поможет ли это кому-либо, но просто тот факт, что я выступаю с этой мотивацией, делает меня счастливее. 

Я говорю только о себе, но, возможно, и у других людей все так же: когда мы что-то делаем с сердечной добротой, по-настоящему пытаясь помочь другим, это придает чувство цели – что означает, что мы делаем со своим временем, со своими жизнями что-то стоящее: что-то, чего у нас бывает, когда мы просто гонимся за чувственным удовольствием. Иные, возможно, назвали бы это чувством удовлетворенности – того, что назначение вашей жизни выполняется посредством служения другим (чего не происходит, когда вы просто переживаете чувственные удовольствия). Возможно, так это обстоит и у других, а мы можем подумать, коль скоро именно этот вид поведения делает нас счастливыми: кто является самым счастливым человеком?

Самая счастливая во всей вселенной личность – это Будда. Спасибо! [смех] Именно Будда – самый счастливый индивидуум. Думаем ли мы, что это случайность (отвечать не нужно, вопрос риторический)? Думаем ли, что лишь в силу совпадения Будда постоянно, каждую микросекунду помогает обширному число существ – не по случаю, а побуждаемый обширным состраданием? Вероятно, это не случайность.

Мы можем размышлять: возможно, мы были бы счастливее, если бы в своих действиях чаще опирались в качестве мотивации на любовь, или доброту, или сострадание по отношению к другим. Как это сделать? Я предложу краткий вариант, который основывается на учениях, переданных  Далай-ламой. Он передавал эти учения как буддистам, так и небуддистам, а я просто слегка адаптировал их, чтобы поместить в буддийский контекст, и вот что получилось:

Утром сперва зародите некий вид любящей доброты или сострадания или любящего настроя; если у вас уже есть практика, в которой вы это делаете, просто осуществите этот процесс с помощью нее – посредством замены себя и других или заветов по семи причинам и следствиям; или же можно позаниматься взращиванием любящей доброты – медитацией на метте. В этом случае вы начинаете с того, что вспоминаете о любви к себе, а затем, когда появляется некое подлинное чувство, постепенно распространяете его на все большее и большее число людей, обязательно включая туда конкретных людей – в том числе конкретных людей, по отношению к которым у вас может присутствовать чувство враждебности – а затем, в конечном итоге, охватывая всех животных и всех существ во вселенной.

Когда у вас возникает некое чувство – даже если оно частично измышлено – любящей доброты, подумайте о том, что, вероятно, сегодня должно произойти. Нет дня, когда мы знали бы, что случится на самом деле, но у нас есть некая повестка, – и, возможно, мы помним, что у нас встреча с сердитым человеком в десять часов, или встреча с нашим холодным и критично настроенным боссом в час, или встреча с кем-то грустным и требующим внимания в четыре; то есть некие соображения у нас есть – может, мы пойдем в продуктовый магазин и увидим множество незнакомцев, которых даже за людей не держим.

Итак, у нас есть некое представление о том, что же, вероятно, произойдет. Просто быстро подумайте о том, какого рода вещи, вероятно, случатся, и зародите мотивацию: в каждой из ситуаций, в которых вы окажетесь по ходу дня, насколько возможно быть замотивированными любящим настроем, который вы породили.

Далее, если вам это удается, по ходу дня проверяйте: проверяйте, как у вас все получается – но даже если это вам не удается, перед отходом ко сну в конце дня важно проверить, насколько хорошо вам удавалось жить с решимостью, которую вы зародили утром. Если же получалось не слишком хорошо, просто зародите еще одно решение: на следующий день справляться лучше.

Мы не пытаемся прямо сейчас постоянно и неизменно пребывать в этой практике – такой, как сострадание: мы стараемся сострадательно поступать с людьми, которых повстречаем  сегодня [смеется] – в  качестве исходной точки, чтобы постепенно чаще взаимодействовать с другими людьми как настоящими людьми, которые страдают и желают счастья точно так же, как и мы.

Думаю, тогда мы можем выяснить, что в этом нам нужно практиковаться каждый день. Возможно, мы иногда мы забываем об этом или в чем-то терпим неудачу, но важно как можно быстрее поймать себя, вернуться и восстановить практику. И даже сам этот процесс – забыть и вспомнить о том, чтобы вернуться – способен усиливать ум, так что вы можете дойти до уровня, когда сможете эту практику сохранять; а затем, с течением времени – как предполагает Его Святейшество  – вы выясните, что на самом деле стали добрее, что принесет пользу другим - и вдобавок стали счастливее.