четверг, 12 июня 2014 г.

Весак – Зачем Будда занимался духовной практикой?

Бхикшуни Тубтен Чодрон
17 мая 2011


Итак, сегодня, по китайской традиции, Весак – годовщина рождения, просветления и ухода Будды. В соответствии с тибетским календарем (поскольку китайский и тибетский календарь не всегда друг другу соответствуют) Весак будет в следующее полнолуние; но как бы то ни было, когда мы размышляем над просветлением Будды, то думаем: почему же Будда приложил так много усилий к духовной практике? Зачем этим заниматься, в чем смысл? Его конечной целью было принесение наибольшего блага самому себе и другим живым существам.

Обычно, с мирской точки зрения мы полагаем, что “благо” подразумевает, что вы напрямую работаете где-то с людьми, предоставляете им пищу, раздаете одежду, предоставляете кров, помогаете им с их непосредственными проблемами; у Будды, однако, было гораздо более обширное видение, и он понимал, что эти непосредственные проблемы – бедность, война, внутренние конфликты, депрессия и так далее – на самом деле произошли не исключительно от внешних причин, а в первую очередь от причин внутренних: наших неведения, привязанности и гнева, и что привязанность и гнев коренятся в неведении.

Суть здесь в том, что если нам удастся подсечь непрерывность неведения, подсечены будут весь гнев, вся зависть и остальные неблагие эмоции. Тогда вредоносные действия, которые мы совершаем в силу деструктивных эмоций, прекратятся, а страдания-следствий, что из этих вредоносных действий проистекают, также прервутся, и прервутся не просто временно – они прервутся раз и навсегда так, чтобы больше никогда не возвращаться.

В силу этого мы можем помогать кому-то, представляя им пищу, или одежду, или что-то тому подобное, и это, безусловно, хорошо; безусловно, нам следует это осуществлять – но это не устранит их проблемы, связанные с голодом, и бедность полностью, потому что на духовном уровне голод и бедность вызваны предшествующими действиями, что мы совершали – в частности, воровством, эгоизмом, жадностью и скупостью, и потому, если мы действительно хотим пресечь непрерывность голода и бедности, нам нужно подсечь те умственные факторы, что подкрепляют воровство, обман и тому подобные вещи, и нам нужно пресечь неведение, что поддерживает эти загрязняющие факторы, а сделать нам это нужно сперва в себе – прежде, чем мы сможем послужить подлинно хорошим примером для других. В противном случае слепые будут вести слепых.

Именно поэтому Будда так много времени посвятил внутренней духовной практике: чтобы очистить собственный ум и достичь состояния, в котором его собственный ум и мотивация были бы чисты и он сам обладал бы подлинным переживанием пути и мог бы описать его другим, а другие, посредством практики, смогли бы полностью освободить себя от бедности, войны, депрессии и так далее – не просто временно. В духовной сфере мы помогаем людям, но помощь при этом сосредоточена на ином уровне, потому что нацеливаемся мы на коренные причины.

Это не означает, что мы игнорируем структурное неравенство в нашем обществе; против него мы выступаем настолько, насколько можем. Это не означает, что мы игнорируем нынешие страдания людей; безусловно, если мы стараемся развить сострадание, то пытаемся охватить нынешние страдания людей. Подразумевается, однако, что наш упор – на том, чтобы полностью подсечь корень страданий, а не просто налепить пластырь. Именно это лежит в основе всех тех усилий, что Будда приложил к пути, и именно это мы отмечаем сегодня, думая о его просветлении или освобождении.