воскресенье, 29 июня 2014 г.

Три основы пути

 Лама Цонкапа

Склоняюсь перед досточтимыми духовными наставниками.
 
Объясню, как смогу, сущность всех учений Победоносного, путь, восхваляемый Победоносными и их духовными детьми, врата для удачливых, что желают освобождения.
 
Внимайте с ясными умами, – вы, счастливцы, что направляют свои умы к пути, радующем Будду и устремляются к тому, чтобы хорошо распорядиться свободой и удачей, не привязываясь к радостям циклического существования.

Вам, воплощенные существа, связанные жаждой существования, без чистой решимости освободиться (отречения) из океана бытия никак не усмирить влечение к его приятным следствиям. Посему с самого начала стремитесь породить решимость освободиться.

Размышляя над свободами и удачами, что так сложно отыскать, и преходящей природой своей жизни, отвратите цепляние за эту жизнь. Снова и снова размышляя над нерушимыми последствиями кармы и страданиями циклического бытия, отвратите цепляние за будущие жизни.

Размышляя таким образом, даже на мгновение не зарождайте желания удовольствий циклического существования. Когда днем и ночью, непрестанно, сохраняете настрой, устремляющийся к освобождению, вы породили решимость освободиться.

Однако если ваша решимость освободиться не подкреплена чистым преданным сердцем (бодхичиттой), ей не стать причиной для совершенного блаженства непревзойденного просветления. Посему разумные порождают высший помысел просветления.

Сметаемые течение четырех могучих рек [1], связанные мощными путами кармы, что так сложно развязать, увязшие в железной сети цепляющегося за "я" эгоизма, полностью объятые мраком неведения,

Рожденные и перерождающиеся в безграничном циклическом существовании, непрестанно терзаемые тремя страданиями [2]: думая обо всех матерях - живых существах в этом состоянии, зарождайте высшее просветленное намерение.

Даже если медитируете на решимости освободиться и просветленном настрое, без мудрости, постигающей окончательную природу (то, как вещи действительно существуют) не подсечь корень циклического бытия. Посему упорствуйте в средствах постижения зависимого порождения.

Тот, кто воспринимает непогрешимые причины и следствия всех явлений в циклическом существовании и за его пределами и уничтожает всё ошибочное восприятие (их неотъемлемого существования), вступил на путь, радующий Будду.

Видимости – непогрешимые зависимые порождения; пустотность свободна от утверждения (неотъемлемого существования и несуществования). Пока эти два постижения воспринимаются как раздельные, замысел Будды еще не постигнут.

Когда эти два постижения одновременны и совместны, при одном только видении непогрешимого взаимозависимого порождения возникает определенное знание, которое полностью уничтожает все виды умственного цепляния. В этот момент анализ глубинного воззрения завершен.

Кроме того, видимости устраняют крайность (неотъемлемого) существования; пустотность устраняет крайность несуществования. Когда понимаешь возникновение причин и следствий с точки зрения пустотности, не увязнешь ни в одном из этих крайних воззрений.

Таким образом, когда в точности поймешь смысл трех основ пути, опираясь на уединение породи силу радостных усилий и быстро осуществи окончательную цель, дитя мое!


Примечания:

[1] Четыре реки – это неведение, привязанность, страстное желание и ошибочные воззрения.
[2] Три страдания – это страдание боли, страдание перемен и пронизывающее обусловленное страдание. 

О тексте
Путь к просветлению можно свести к трем основополагающим аспектам: 1) решимости освободиться от циклического бытия и достичь освобождения; 2) любящего, сострадательного устремления к тому, чтобы стать Буддой, дабы наиболее эффективно приносить благо всем живым существам; и 3) мудрости, что понимает то, как на самом деле существуем мы и все явления. Этот текст кратко описывает эти три постижения; его осознанное чтение усиливает наше осознавание этих трех аспектов, таким образом помогая им взрастать в наших умах.