среда, 18 июня 2014 г.

Сутра сердца мудрости

Так я слышал: однажды Благословенный пребывал в Раджагрихе на горе Собравшихся Коршунов вместе, в едином методе, с великим собранием монахов и монахинь и великим собранием бодхисаттв. В то время Благословенный был погружен в сосредоточение на бесчисленных аспектах явлений, что звалось «Глубинное озарение».

В то время также и Высший Авалокитешвара, бодхисаттва, великое существо, совершенным образом взирал на практику глубинного совершенства мудрости, совершенным образом взирая на пустотность от неотъемлемого существования также и пяти совокупностей.

Затем, посредством силы Будды, досточтимый Шарипутра сказал Высшему Авалокитешваре, бодхисаттве, великому существу: «Как должно тренироваться дитя линии, что желает осуществлять практику глубинного совершенства мудрости?».

Так он сказал, и Высший Авалокитешвара, бодхисаттва, великое существо, следующим образом ответил досточтимому Шарипутре:

- Шарипутра, любому сыну или любой дочери линии, что желают осуществлять практику глубинного совершенства мудрости, следует совершенным образом взирать вот как: соответственно совершенным и правильным образом взирать на пустотность от неотъемлемого существования также и пяти совокупностей».

Форма пустотна; пустотность есть форма. Пустотность есть ничто иное, как форма; форма также есть ничто иное, как пустотность. Подобным образом, чувство, различение, составные факторы и сознание пустотны».

Шарипутра, подобным образом все явления лишь пустотны, не обладают никакими характеристиками. Они не порождены и не прекращаются. Они лишены загрязнений и не отделены от загрязнений. Они не имеют возрастания и убывания.

Посему, Шарипутра, в пустотности нет формы, нет чувства, нет различения, нет составных факторов, нет сознания. Нет глаза, нет уха, нет носа, нет языка, нет тела, нет ума; нет формы, нет звука, нет запаха, нет вкуса, нет объекта осязания, нет явления. Нет элемента глаза и так далее вплоть до элемента ума, и также вплоть до отсутствия элемента умственного сознания. Нет неведения и нет истощения неведения, и так далее вплоть до отсутствия старения и смерти и отсутствия истощения старения и смерти. Подобным образом, нет страдания, происхождения, прекращения или пути; нет возвышенной мудрости, нет достижения и нет также недостижения.

Посему, Шарипутра, поскольку нет достижения, бодхисаттвы опираются на совершенство мудрости и пребывают в нем; их умы лишены препятствий и страха. Полностью уходя за пределы искажений, они достигают окончательного состояния за пределами печали. Также и все будды, что совершенным образом пребывают в трех временах, опираясь на совершенство мудрости, становятся явными и полными буддами в состоянии непревзойденного, совершенного и полного просветления.

Посему, мантра совершенства мудрости, мантра великого знания, непревзойденная мантра, мантра, равная непревзойденному, мантра, что полностью усмиряет все страдания, ибо не является ложной, должна быть известна как истина. Мантра совершенства мудрости гласит:

ТАЯТА ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАМГАТЕ БОДХИ СОХА
(Ушедшее, ушедшее, ушедшее за пределы, полностью ушедшее за пределы, пробужденное, да будет так!)

Шарипутра, вот так следует упражняться в совершенстве мудрости бодхисаттве, великому существу.

Затем Благословенный вышел из того сосредоточения и сказал Высшему Авалокитешваре, бодхисаттве, великому существу, что тот хорошо поведал. «Хорошо, хорошо, о дитя линии. Так и есть. Поскольку так и есть – точно как ты явил – глубинное совершенство мудрости следует практиковать таким способом, и татхагаты также будут сорадоваться».

Когда Благословенный так сказал, досточтимый Шарипутра, Высший Авалокитешвара, бодхисаттва, великое существо, и всё то собрание учеников, а также мирские существа – боги, люди, полубоги и духи – возрадовались и высоко восславили сказанное Благословенным.

(Благородная «Сутра сердца совершенства мудрости» завершена).


Аудио-запись "Сутры сердца совершенства мудрости" в исполнении Аббатства Шравасти, сделанная в апреле 2010: Heart of Wisdom Sutra (mp3)