Ламрим: Поэтапный путь к просветлению

Будда даровал учения, дабы поделиться с нами путем к просветлению, который сам осуществил. Эти учения практичны, предоставляют нам инструменты для работы с трудностями и показывают нам, как вести осмысленную жизнь.

Один способ сформулировать эти учения – четыре благородные истины и благородный восьмеричный путь. Другой способ – "поэтапный путь к просветлению". Эти два вида совместимы, а знание их обоих позволяет нам взглянуть на одно и то же с разных точек зрения. В начале XI века индийский буддиский мастер Атиша сжал сущностные моменты из сутры и упорядоченно изложил их в тексте "Светоч на пути". В четырнадцатом веке тибетский будийский мастер лама Цонкапа более подробно расписал эти пункты в тексте "Великий трактат по поэтапному пути к просветлению" (Ламрим Ченмо). Досточтимая Чодрон дает комментарий на этот текст и соотносит эти практические учения с нашей повседневной жизнью.

Досточтимая Чодрон о значимости ламрима:

"Молитвы и устремления для глубинного преображения недостаточно; необходимо логическое рассуждение. Преображение проистекает из изучения ламрима, размышления над его темами и осуществления аналитической медитации на них. Имея прочный базис из ламрима, мы сможем работать со своим умом, чтобы в нём или вокруг нас ни происходило. Когда мы так поступаем, наша практика Дхармы становится чрезвычайно лакомой! Нам не скучно практиковать; практика становится чрезвычайно радующей и захватывающей".

Как получить доступ к учениям по ламриму:

1. Чтобы открыть текстовый перевод учений по конкретной теме, обратитесь к этой теме в "Схеме ламрима"  ниже и нажмите на ссылку У.
или
2. Чтобы просмотреть общий список учений по ламриму в форме аудио и текста, пройдите по ссылкам "Аудио-учения" и "Статьи и расшировки", соответственно.

Схемы ламрима (обзорная и подробные) | Аудио-учения | Статьи и расшифровки | Схемы для медитации в формате PDF

________________

Другие серии учений по пути к просветлению:

Три основы пути – Серия, хорошо подходящая людям, желающим изучить основы учений Будды.

Сущность очищенного золота

Легкий путь

___________________

Схема ламрима [ см. "Введение в серию учений по ламриму" ]

ПРИМЕЧАНИЕ: Нажмите на "РС" чтобы увидеть развернутую схему темы; нажмите на "У", чтобы получить доступ к статьям, расшифровкам и аудио-учениям по теме.

1. Исключительные качества составителей [У]
2. Исключительные качества учений по поэтапному пути [РС] [У]
3. Как изучать и преподавать ламрим [РС] [У]
4. Как вести учеников к просветлению

Поскольку ламрим предполагает наличие понимания ума, перерождения, циклического существования и просветления, на этом этапе обсуждаются этим темы. См. соответствующие учения.

А. Как опираться на духовных учителей в качестве корня пути [РС]
1. Что делать по ходу сессии медитации
а. 6 подготовительных практик [У]
б. Как взращивать опору на наших учителей [У]
в. Как завершать сессию
2. Что делать между сессиями, дабы развить опору на наших учителей [У]
Б. После правильного вверения духовному наставнику – этапы тренировки ума
1. Убежденность в том, чтобы извлечь пользу из нашей драгоценной человеческой жизни [РС] [У]
2. Как извлекать пользу из нашей драгоценной человеческой жизни
А. Тренировка наших умов в этапах пути, общих с личностью начальной мотивации - стремление к счастью будущих жизней.
1 Развитие интереса к принесению пользы нашим будущим жизням
а. Памятование о смерти [РС] [У]
б. Преимущества и недостатки двух возможных видов будущих рождений [РС] [У]
2. Методы принесения пользы нашим будущим жизням
а. Принятие прибежища [РС] [У]
б. Развитие убежденности относительно действий и их последствий [РС] [У]
Б. Тренировка наших умов в этапах, общих с личностью средней мотивации - стремление к освобождению от циклического существования (размышление над четырьмя благородными истинами) [У]
1. Развитие интереса к освобождению
а. Цель, с которой Будда выразил истину о страдании как первую из Четырех Благородных Истин
б. Собственно медитация на страдании (первая благородная истина) [РС] [У]
2. Обретение уверенности относительно природы пути к освобождению
а. Причины страданий и то, как они ввергают нас в циклическое существование и удерживают в нем (вторая благородная истина) [РС] [У]
1. Омрачения
2. Карма
3. Оставление тела и перерождение
б. Собственно обретение убежденности относительно пути к освобождению (четвертая благородная истина) [У]
1. С помощью какого тела мы можем вырваться из сансары
2. С помощью какого пути мы можем вырваться из сансары
В. Тренировка наших умов в этапах личности высшей мотивации - стремление к просветлению ради блага всех живых существ
1. Преимущества бодхичитты [РС] [У]
2. Как развивать бодхичитту
а. Собственно этапы [РС] [У]
б. Как принимать обеты бодхисаттвы [РС] [У-1] [У-2]
3. Как после порождения бодхичитты осуществлять деяния бодхисаттвы
а. Общее поведение
1. Шесть совершенств [РС] [У]
2. Четыре способа собирания учеников [РС] [У]
б. В частности, практика последних двух совершенств
1. Безмятежное пребывание [РС] [У]
2. Особое прозрение [РС] [У]
(На этом этапе часто преподается благородный восьмеричный путь)
в. Как практиковать особый путь тантры 
______________________________________________________________

 4.Б.2.А.1.б Размышление над качествами жизни в двух возможных видах будущего перерождения [У]

1. Размышления над страданиями форм жизни, переживающих непрерывные боль и страх
2. Размышления над страданиями форм жизни, переживающих непрерывные фрустрацию и цепляние
3. Размшыления над страданиями животных

______________________________________________________________

4.Б.2.В.3.а.2 Тренировка в 4 факторах, приводящих к созреванию умы других [У]

а. Щедрость
б. Добрые и мудрые слова, дарование учений по Дхарме
в. Ободрение
г. Действовать в соответствии с тем, чему учишь; подавать хороший приме.